Курс "Модельные организмы"

На лекциях мы разберемся, почему биологи так упорно изучают немногочисленные «модельные виды», часто не имеющие ни малейшего практического значения. Каждый модельный объект, который будет рассмотрен в этом курсе – «соавтор» крупных открытий, неузнаваемо изменивших за последние 50 лет биологию как науку, а во многом и жизнь людей. И за каждым таким открытием – колоссальный труд, упорство и талант ученых. За их мыслью и судьбами их открытий мы постараемся проследить.

Наука 16+

yEIB-5_PH1M.jpg

 

Культурно-просветительский центр «Архэ»

и научно-популярный сайт «Биомолекула» 

приглашают всех на

курс лекций

«Модельные организмы»!

За основу курса взят календарь «Модельные организмы» за 2020 год, выпущенный «Биомолекулой».

Когда-то безграмотные и беспринципные сторонники Лысенко обзывали генетиков «мухолюбами-человеконенавистниками», а законы Менделя называли «гороховыми законами». Времена поменялись, но и сейчас многие люди наверняка не очень хорошо представляют, зачем миллионы долларов «выбрасывают на ветер», изучая мелких невзрачных червячков, плодовых мушек, аквариумных рыбок и морских улиток.


 На лекциях мы разберемся, почему биологи так упорно изучают немногочисленные «модельные виды», часто не имеющие ни малейшего практического значения.

Каждый модельный объект, который будет рассмотрен в этом курсе – «соавтор» крупных открытий, неузнаваемо изменивших за последние 50 лет биологию как науку, а во многом и жизнь людей.

И за каждым таким открытием – колоссальный труд, упорство и талант ученых. За их мыслью и судьбами их открытий мы постараемся проследить.

План курса:

Лекция №1 "Модельные объекты в биологии – кто они и зачем нужны?" (27 февраля в 19:30)

Биологи толпами набрасываются на одни и те же организмы и, мирясь с жесткой конкуренцией, изучают их во всех деталях. Основы такого подхода заложила теория Дарвина и укрепили представления о биохимическом единстве жизни. Выбор модельных объектов отчасти случаен, при их изучении задействуются положительные обратные связи. Такой подход имеет свои плюсы и минусы. Наряду с заслуженными «топ-моделями» (кишечная палочка, дрожжи, резуховидка, круглый червь, дрозофила, мышь и человек), в число модельных объектов в эпоху геномики попадают и многие менее известные широкой публике виды. На этой вводной лекции мы познакомимся с кругом модельных объектов современной биологии среди протистов и животных и их «специальностями в науке».

preview

 

Лектор: 

Сергей Менделевич Глаголев,

кандидат биологических наук, заведующий естественнонаучным отделением Московской гимназии на Юго-Западе № 1543, доцент СУНЦ МГУ.

План курса «Модельные организмы», изображение №2

Лекция №2 "Я назову тебя "лямбда" – самое изученное существо на планете." (5 марта в 19:30)

Бактериофаг лямбда — один из первых модельных организмов молекулярной генетики и вирусологии. Еще в 1975 г. о нем вышла, казалось бы, исчерпывающая монография. Но мы до сих пор не знаем ответов на простейшие вопросы. В лекции будет рассказано, почему фаг лямбда представляет исторический интерес и почему сегодня наш интерес к нему далеко не только исторический.

previewЛектор: 

Андрей Викторович Летаров,

доктор биологических наук, заведующий лабораторией вирусов микроорганизмов Института микробиологии им. С.Н. Виноградского ФИЦ Биотехнологии РАН, профессор кафедры вирусологии МГУ им. М.В. Ломоносова, внештатный преподаватель школы "Интеллектуал».
План курса «Модельные организмы», изображение №4

Лекция №3 "Пекарские дрожжи — живые пробирки" (19 марта в 19:30)

previewЛектор: 

Дмитрий Алексеевич Кнорре,

 кандидат биологических наук, научный сотрудник НИИ физико-химической биологии.

План курса «Модельные организмы», изображение №5

Лекция №4 "В бой идут одни сорняки." (26 марта в 19:30)

previewЛектор: 

Владимир Викторович Чуб,

доктор биологических наук, профессор кафедры физиологии растений Биологического факультета МГУ, директор Ботанического сада МГУ.

План курса «Модельные организмы», изображение №6

Лекция №5 "Если нематод изучают – значит, это кому-нибудь нужно"(2 апреля в 19:30)

Малозаметная и мало кому известная нематода Caenorhabditis elegans во второй половине XX века внезапно стала «второй дрозофилой», а кое в чем и превзошла ее. Благодаря удивительных признакам нематод на этом объекте удалось открыть общие механизмы апоптоза – программируемой клеточной гибели (Нобелевская премия – 2002) и понять многие другие аспекты жизни клеток. Среди нематод много опасных вредителей и паразитов. Мы разберем, как изучение их биологии помогло справиться с одной из самых страшных паразитарных инвазий.

Лектор: 

Сергей Менделевич Глаголев,

кандидат биологических наук, заведующий естественнонаучным отделением Московской гимназии на Юго-Западе № 1543, доцент СУНЦ МГУ.

План курса «Модельные организмы», изображение №7

 

Лекция №6"Достижения моллюсков в нейробиологии"(9 апреля в 19:30)

Модельные виды животных в чём-то сродни супергероям – благодаря каждому из них в биологии был совершён какой-то прорыв. И, как полагается супергероям, у каждого модельного организма есть какая-нибудь суперспособность, а точнее — суперсвойство. Суперсвойством моллюсков являются огромные нейроны и относительно просто устроенная нервная система. Благодаря гигантским размерам нервных волокон кальмара биологам впервые удалось поместить электроды внутрь клетки и разгадать механизм генерации нервного импульса (Нобелевская премия – 1963). А используя простую нервную систему морской улитки аплизии, учёные смогли расшифровать универсальные клеточные и молекулярные механизмы памяти (Нобелевская премия – 2000).

previewЛектор:

 Илья Владимирович Кельмансон,

кандидат биологических наук, научный сотрудник лаборатории молекулярных технологий Института биоорганической химии РАН.

План курса «Модельные организмы», изображение №9

Лекция №7 "Плодовая мушка Drosophila melanogaster – первая среди равных"(16 апреля в 19:30)

На примере дрозофилы разберемся, как становятся модельными объектами. Множество преимуществ дрозофилы перекрывают ее серьезные недостатки. Сначала эмбриологи изучали на дрозофиле генетику (Нобелевская премия – 1933), а потом генетики – эмбриологию (Нобелевская премия – 1995). Работы на мушках показали, что генетическая регуляция эмбрионального развития удивительно похожа у всех животных, и мы не так сильно отличаемся от мух, как кажется на первый взгляд.

Лектор: Сергей Менделевич Глаголев, кандидат биологических наук, заведующий естественнонаучным отделением Московской гимназии на Юго-Западе № 1543, доцент СУНЦ МГУ.

План курса «Модельные организмы», изображение №10

 

Лекция №8"Роковая икра, или золотые яйца" (23 апреля в 19:30)

Икринки лягушек и тритонов издавна служили эмбриологам одним из главных модельных объектов. Как минимум две золотые нобелевские медали получены за «роковые яйца» — лягушачью икру. Амфибии стали первыми искусственно клонированными позвоночными. В последние годы лягушек и тритонов сильно потеснила аквариумная рыбка – полосатый данио; это почти идеальный модельный объект по сравнению с остальными позвоночными.

Лектор: Сергей Менделевич Глаголев, кандидат биологических наук, заведующий естественнонаучным отделением Московской гимназии на Юго-Западе № 1543, доцент СУНЦ МГУ.

План курса «Модельные организмы», изображение №12

План курса «Модельные организмы», изображение №13

Лекция №9 "Синица в руках: как птицы двигают науку"(30 апреля в 19:30)

previewЛектор: 

Александра Алексеевна Василевская,

орнитолог, аспирантка кафедры зоологии РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева.

План курса «Модельные организмы», изображение №14

Лекция №10"Год крысы, век мыши – бесконечная гонка"(14 мая в 19:30)

Мыши и крысы – почти что люди. Работа с мышами и крысами, как и работа с людьми, создает для ученого массу проблем. И все же близость к человеку делает этих грызунов популярнейшим модельным объектом. Изучение эмбрионов и культур клеток мышей сначала позволили понять свойства раковых и стволовых клеток. А потом благодаря мышам ученые научились отключать гены, создавая «нокаутных» мышей (Нобелевская премия – 2007), и получать стволовые клетки из дифференцированных. Трансгенные мыши помогают нам узнавать, как гены влияют на поведение и развитие болезней. Из-за лучше разработанных генетических методов мыши начали вытеснять крыс, но в последнее время крысы берут реванш. Разберемся, почему нам мало мышей и нужно изучать еще и крыс.

Лектор: Сергей Менделевич Глаголев, кандидат биологических наук, заведующий естественнонаучным отделением Московской гимназии на Юго-Западе № 1543, доцент СУНЦ МГУ.

План курса «Модельные организмы», изображение №15

 

Лекция №11"Дорогие родственники: приматы как модель изучения человека"(21 мая в 19:30)

previewЛектор:

 Софья Игоревна Долотовская,

биолог, аспирант Немецкого Приматологического Центра (Геттинген, Германия).

План курса «Модельные организмы», изображение №17

Лекция №12 "Гидра мировой науки: книдарии как модельные объекты. Зачем нам надо тратить на медуз деньги налогоплательщиков"(28 мая в 19:30)

Первым модельным объектом в зоологии более 250 лет назад стала гидра. Древнюю и вечно молодую, гидру и в наши дни используют для изучения морфогенеза, регенерации и стволовых клеток. Бессмертие гидры, утраченное большинством многоклеточных, привлекает специалистов по старению. Из гидромедузы эквореи и коралловых полипов выделили флуоресцентные белки. Эти белки «потрясли мир» и во многом определяют современный облик клеточной биологии (Нобелевская премия – 2008). В заключение мы снова обсудим, почему так важно тратить средства на «праздное любопытство» ученых.

Лектор: Сергей Менделевич Глаголев, кандидат биологических наук, заведующий естественнонаучным отделением Московской гимназии на Юго-Западе № 1543, доцент СУНЦ МГУ.Биологического факультета МГУ, директор Ботанического сада МГУ.
Лекция 13

Лекция №13."Волшебная палочка молбиолога." (12 марта в 19:30)


 

Лектор: 

Селицкая Ольга Валентиновна, кандидат биологических наук, доцент кафедры микробиологии и иммунологии факультета почвоведения, агрохимии и экологии РГАУ-МСХА им. К.А. Тимирязева

 Записаться на курс и получить более подробную информацию вы можете:

по телефону +74950889281 или по почте arhe.msk@gmail.com (при записи на курс укажите ФИО и название курса)

Стоимость одной лекции — 600 рублей.
Студентам — 400 руб; школьникам — 250 руб.
Абонемент на 5 лекций — 2800 р [студентам — 2000руб., школьники — 1250руб.]. Абонемент на весь курс (13 лекций) — 7100 руб.[студентам — 5000руб., школьники — 3100руб.].

По окончании курса выдается сертификат (только для слушателей, посещающих лекции очно по абонементу).

Также мы организуем прямую трансляцию лекций курса: http://arhe.msk.ru/stream
Стоимость трансляции одной лекции — 600 рублей. 

 Культурно-просветительский центр "Архэ", Москва, м. Спортивная, ул.Малая Пироговская, д. 29/7, строение 1 (ИФТИС МПГУ)

Поделиться:

1461 день назад
27 февраля 19:30 — 14 мая 2020 21:30

Москва
м. Спортивная, ул.Малая Пироговская, д. 29/7, строение 1 (ИФТИС МПГУ)
Показать на карте

Уже есть билет
Восстановить или вернуть

Поделиться:

Связь с организатором

Напоминаем, что для того чтобы восстановить билет или сделать возврат организатору можно не писать.

На этот адрес придёт ответ от организатора.

Подпишитесь на рассылку организатора

Восстановление билета

Введите адрес электронной почты, указанный при регистрации на событие

Обращаем внимание на то, что билеты должны были прийти к вам на почту сразу после покупки.

Возврат билета

Если вы хотите вернуть билеты, вы можете сделать это по ссылке из письма с билетами или оформить запрос организатору в вашем  личном кабинете.

Подробнее о возврате билетов